ТЕНДЕНЦИИ ИМПОРТА МЕТАЛЛА: виды продукции и прогноз импорта на рынке Украины
Украинский рынок металлопроката значительно изменился в 2022-23 годах. Доля импорта на рынке металлопроката значительно возросла, а разница между украинским экспортом и импортом металлосырья и металлопродукции уменьшилась, рассказывает Сергей Коваленко, коммерческий директор Национальной сети металлоцентров Вартис.
Так, в 2022 году Украина импортировала недрагоценные металлы и изделия из них на сумму 2,4 миллиарда долларов. Это 40% экспорта металла в 2022 году.
Относительно того, какая именно продукция была в прошлом году и остается трендовой сегодня – это балки и листы толщиной от 10мм и более, поскольку их производили только на мощностях Азовстали, ММК Ильича, которые разрушила россия.
«Прогнозирую, что ситуация с дефицитом этой продукции со временем будет нарастать. Украинские запасы завершаются, замещать их невозможно, только с импортных рынков.
Потребности в импорте металлопроката будут полностью зависеть от ситуации в Украине, развития событий на фронте, от которых, в свою очередь, будет зависеть запуск полномасштабного восстановления Украины.
А для восстановления нужны колоссальные объемы материалов.
Восстановление не только критической и социальной инфраструктуры, но и жилья», — рассказал Коваленко.
По статистике Киевской школы экономики, по состоянию на февраль общее количество поврежденных или разрушенных учебных заведений – более 3127, среди которых 1489 школ, 885 детских садов, 517 зданий высшего образования; поврежденных или разрушенных учреждений здравоохранения – 1245. По данным Министерства развития общин и территорий, в настоящее время в Украине разрушены 170 тысяч жилых домов, из них более 18 тысяч – многоэтажные дома.
«Для активного старта этого масштабного процесса нужна, в первую очередь, победа над русским мерой, которую мы в Украине очень ожидаем. И надеемся, что для ускорения ее наступления мир будет консолидирован для поддержки обороноспособности и боеспособности Украины.
Учитывая количество зданий, которое нужно будет отстроить, эксперты говорят, что процесс восстановления будет длительным и в нем будут участвовать в мировых компаниях, учитывая объемы работы и потребность в материалах. Поэтому нужно уже налаживать партнерства и планировать сотрудничество», — сказал Коваленко.
При росте спроса объемы поставок этих «эксклюзивных», если можно так сказать, позиций из-за импорта, в том числе из Европейских стран, будут увеличены.
Случаи крупных импортных поставок дефицитного металлопроката в Украину уже были. Так, например, по данным из открытых источников, украинская железнодорожная компания «Укрзализныця» подписала в 2022 году договор с французским производителем Saarstahl Rail о поставках рельсов на сумму до €37,6 млн – 20 тыс. т рельсов, что позволило отремонтировать примерно 150 км пути.
«Тренд большой доли импорта на рынке металлопроката будет сохраняться и в 2023 году, и дальше, пока в Украине не произойдет возобновление собственного производства этих категорий металлопроката, чего мы очень ожидаем».