Ограниченные мощности энергосистемы Украины могут повлиять на объем экспорта металлопроката
Прогнозируется рост экспорта украинского металла из-за морского коридора. Но есть одна большая угроза, которой я хочу поделиться.
Об этом говорится в блоге коммерческого директора Vartis Сергея Коваленко на ЛиГА.нет:
Ранее мне приходилось говорить о том, что в 2024 году прогнозируется постепенный рост экспорта украинского металлосырья и металлопроката в связи с наращиванием перевозок продукции ГМК через заработавший в прошлом году морской коридор. Но есть одна большая угроза, которой я хочу поделиться.
Из-за ограниченных мощностей энергосистемы Украины, связанных с недавними обстрелами россией энергообъектов Украины, заводы-производители металлосырья и металлопродукции вынуждены работать на часть своей мощности, а значит — меньше производить. Да, известно, что некоторые горнообогатительные комбинаты уже работают на мощности 60-80%.
Этот фактор может негативно отразиться на возможности расширения экспортных объемов металлопродукции от украинских производителей. Если ситуация в энергосистеме будет ухудшаться, нам не будет что экспортировать за границу. Но такой сценарий кажется нам сегодня слишком угрожающим.
Пока, несмотря на значительные ограничения мощностей украинской энергосистемы, произведенной металлопродукции будет достаточно, чтобы загрузить морской коридор на уровне 2023 года, когда объем украинского экспорта находился, так сказать, в минимальной исторической точке.
В 2021 году Украина экспортировала металлосырья, полуабриков, металлопродукции и изделий из металла на сумму в 15,2 млрд. долларов, в 2022 году – на 5,5 млрд. долл., а в 2023 году, экспорт упал до 3,2 млрд. долларов.
Хочу отметить, что причинами столь малого уровня экспорта, кроме войны, разрушения украинских заводов, в 2023 году стали мировое падение цен на металл и заблокированную границу с Польшей.
Направление экспорта для отечественных производителей, когда цены достигли уровня себестоимости производства металлопроката, стало нерентабельным. Выгодно было возить продукцию с большой добавленной стоимостью, так как например, электроды, гвозди и т.д. более сложные изделия из металла.
Также на уменьшение масштабов экспорта повлияло в некоторой степени перекрытие границы Польша-Украина. Это факт. Следовательно, экспортные грузы не смогли прийти по суше к клиенту за границей. В случае отсутствия транзита с Польшей в 2024 году мы будем вынуждены искать новые цепи для перевозок зарубежных грузов. Это отразится на стоимости продукции.
Поэтому мы надеемся на сохранение и расширение для грузов ГМК морского коридора, через который может значительно увеличиться экспорт полуфабрикатов и сырья металлургической отрасли.
За полгода работы коридора, по данным украинского ресурса ГМК центр, по состоянию на февраль 2024 года из портов «Большой Одессы» вышло 736 судов, которые перевезли почти 23 млн т экспортных грузов. Продукция ГМК является второй по удельному весу в общем экспорте через морской коридор.
Из этих судов с грузами ГМК было не менее 46 судов – 17 балкеров с 2,6 млн т железной руды и 29 судов из 653 тыс. т металлопродукции.
При условии работы морских коридоров экспорт металлопродукции в 2024 г. имеет перспективы наращиваться. Группы экспортируемых и экспортируемых товаров: сырье, полуфабрикаты, готовая продукция (сортовой, фасонный, плоский и трубный прокат, арматура).
Что касается ценовой динамики, то после мировой рецессии цены на металлопрокат прогнозируемо будут постепенно расти, поэтому украинским производителям выгоднее экспортировать продукцию, что также является фактором увеличения процента экспорта.
Эти два фактора будут способствовать росту экспорта металла и позволят удержаться на ногах украинскому металлобизнесу, но если дальнейшая ситуация в энергетике Украины позволит обеспечить достаточные для производства экспортного объема продукции энергетические мощности.